11 сентября отмечается День специалиста органов воспитательной работы Вооружённых сил. Праздник относительно новый – появился в российском календаре в 2007 году. Однако появление даты праздника вовсе не означает, что сама воспитательная служба в армии Отечества столь же юна.
Если опираться на приказ статс-секретаря – замминистра обороны РФ, на основании которого День специалиста органов воспитательной работы Вооружённых сил и появился в России, то в приказе отправной исторической точкой воспитательной работы в войсках обозначено 11 сентября 1766 года. Именно тогда утверждается устав Императорского сухопутного шляхетского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге.
В уставе кадетского корпуса впервые в истории отечественного войска обозначается должность военного воспитателя. Речь о профессорах-воспитателях и поручиках (подпоручиках)-воспитателях, которых нередко именовали офицерами-воспитателями.
В должностные обязанности офицеров-воспитателей в кадетском корпусе XVIII столетия входило «содействия успеху во благо Отечества». Другими словами, воспитательная работа основывалась на патриотических началах. И эти начала в том или ином виде фактически перешли в современную систему воспитательной работы в военно-учебных заведениях, находящихся в системе вооружённых сил. Именно патриотическое воспитание можно называть основой подготовки будущих офицеров, исходя из чего и формируются образовательные стандарты в военных вузах, а также учебных заведениях довузовского типа (суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса). Сегодня в каждом военном округе существуют специальные воспитательные структуры, офицеры которых занимаются работой с личным составом. Воспитательные функции возлагаются, конечно же, и на преподавательский состав военно-учебных заведений и военно-учебных центров.
В войсках округов действуют пункты психологической помощи, специалисты которых помогают новобранцам адаптироваться к новой для них армейской жизни. Психологическая помощь в рамках общей воспитательной работы в войсках нацелена на осознание того, что защита Отечества — почётная обязанность, которая помимо всего прочего позволяет приобрести дополнительные навыки, сформировать характер, способность не просто находиться, но и решать важные задачи в условиях коллектива. Важный момент работы военных воспитателей – привитие молодым военнослужащим (будущим военнослужащим) понимания того, что защита Родины – это важнейшая задача, стоящая перед ответственным и достойным гражданином.
Воспитательной работой в войсках занимаются и священнослужители. Многие из них и сами носили офицерские погоны, участвовали в боевых операциях. Министерство обороны сообщает, что воспитательный процесс, проводимый священнослужителями в Вооружённых силах, весьма качественно дополняет классический воспитательный процесс — тот, который проводится согласно сугубо уставным требованиям. К системе воспитательной работы в армии можно отнести многочисленные функционирующие военно-исторические музеи, солдатские клубы и гарнизонные дома офицеров. Зачастую посещение молодым армейским пополнением музея войскового соединения даёт возможность прикоснуться к его традициям, что является действенным как образовательным, так и воспитательным моментом. Военные воспитатели рассказывают о том, что воспитательная работа проводится ещё и в формате встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных вооружённых конфликтов. И эффективность таких встреч тоже вряд ли возможно переоценить.
В Карельском кадетском корпусе имени Александра Невского работают десять воспитателей и девять их помощников. Это люди, которые честно служили нашей стране, многое видели, знают и, весь свой бесценный опыт передают кадетам. И больше года в корпусе осуществлялся проект «В памяти навсегда. Национальности разные, а Великая Победа – одна» — это как раз о том, что для ребят значат встречи с людьми, которых можно назвать «живыми легендами». А воспитатели корпуса – скромные, достойные, знающие специалисты своего дела – тоже легенды. Мы о них еще расскажем.